муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" г. Новороссийска

«Я нежно люблю Новороссийск» К 100- летию со дня рождения Ружены Владимировны Сикоры певицы, народной артистки России (1918 — 2006гг.)(Из цикла: «Личности в истории Новороссийска»)

8 августа 2018 года народной артистке России певице Ружене Сикоре, уроженке Новороссийска, исполнилось бы 100 лет.
«Наверно, меня можно обвинить, и не без основания, в пристрастии к родному городу, моей юности Новороссийску. Да! Я люблю его, люблю его весь от дымов заводов до своей улицы Энгельса, от старой мельницы до Малой земли…» Так писала Ружена о своем любимом городе.
В памяти знаменитой певицы – тенистый двор родного дома, где маленькая девочка давала перед соседями первые концерты, клуб имени Маркова, где она впервые вышла на сцену. Городской театр, старый деревянный, помнивший Собинова и Качалова, и открывший для новороссийцев юный талант.
Ее отец серьезно и вдохновенно занимался музыкой, пением. Сохранилась яркая афиша о концертах Владимира Владимировича Сикоры в нашем городе, где он исполнял сложные оперные арии. Аккомпанировала ему маленькая Ружена, которая с пяти лет обучалась игре на фортепиано. Она с детства впитывала музыкальные впечатления, наизусть знала репертуар отца…
Ее отец Владимир Владимирович, имел прекрасный голос. Маленькая Ружена любила слушать отца, забившись под креслами в клубе им. Маркова. А после она стала аккомпанировать отцу на фортепиано. С пяти лет училась игре на этом инструменте.
— В детстве рассказывает Ружена Владимировна,- в нашем дворе на ул. Энгельса, а это был типично южный двор, ставили меня на табуретку — в беседке: «Пой, Руженочка, пой» И я пела: «Ты жива еще, моя старушка?» Или: «Астры осенние», или: «Пара гнедых». Что я только не пела! И вот пою, а соседи плачут: «Ой, что ж это за дите такое, она все понимает…». Кстати. — улыбается Ружена Владимировна — я уже в детстве пела всю оперу «Евгений Онегин». Все арии от начала до конца. Отец пел. Клавир на пианино лежал. Вот и я разучила …».
Сама Ружена Владимировна говорит, смеясь: «Мне кажется, что петь я научилась раньше, чем говорить. Все очень просто: если не можешь не петь — то поешь!»
Маленькую певицу заметили в городе. В 30-е годы она выступала на всех торжественных вечерах в городском театре.
В стенах того деревянного театра выступали Л. Собинов. В. Качалов, В. Комиссаржевская.
Нет, все было не так просто в жизни. Чтобы поддержать семью, совсем молодой девушкой пошла работать. Работала упаковщицей цемента на пирсе цемзавода «Пролетарий». В этом коллективе, одном из передовых отрядов рабочего класса города, она получила первые трудовые навыки, прошла серьезную жизненную школу. Но и работая, пела всегда с большим увлечением.
Как-то после ноябрьского концерта подошел к ней за кулисами сам Петр Андреевич Катенев, председатель Новороссийского горсовета.
-Хочу познакомиться с юной певицей… ты где работаешь?
-В бондарном цехе «Пролетария».
— А почему не учишься петь?
Ружена рассказала, что недавно умер у них отец, мать больна и не работает… Как здесь учиться?
Выслушал ее Катенев, кивнул на прощание. Но — не забыл. Вскоре было принято решение: направить Ружену Сикору в Ростовское музыкальное училище на вокальное отделение учиться петь на средства города. По тем временам уникальный случай.
Еще студенткой она пела в джазе под руководством Дмитрия Воронина. Вот тогда-то и родилась любовь к эстрадной песне, которой она посвятила свою жизнь.
В Ростове-на-Дону Ружена пела в эстрадном оркестре железнодорожников, гастролировала с ним. Однажды, во время гастролей, в Батуми, ее услышали московские литераторы. Рассказали о юном даровании известному в те годы дирижеру и композитору Александру Цфасману. И вскоре последовал вызов в Москву.
В мае 1941 года, закончив училище. Ружена поет в джазе Александра Цфасмана на московской эстраде. Одновременно учится в музыкальном училище им. Гнесиных.
Сорок первый год. Начало войны. Ружена — солистка фронтовой бригады, выступает много и часто с разнообразной программой. В одной из фронтовых грамот ее благодарили за концерт, «за песни, которые поднимают настроение, способствуют выздоровлению раненых».
В составе фронтовых агитбригад Сикора не раз выезжала на места боев. Восторженно встречали ее бойцы- на Прибалтийском фронте, в Шауляе, Резекне, на Западном — в войсках маршала Рокоссовского… Была зачислена в саперную часть и обмундирование получила солдатское… Попала в окружение… Но ее зажигательные, искрящиеся весельем песни так нужны были тогда нашим воинам…
А после Победы Сикора стала одной из популярнейших певиц страны.
«Обладая превосходным голосом, певица великолепно переносит на эстраду художественный образ, созданный композитором и поэтом» — так писал о Сикоре народный артист Советского Союза Вано Мурадели.
— Как только был освобожден город, мои первые гастроли были в Новороссийске — вспоминает Ружена Владимировна. — И вот — самый первый концерт. После первой песни — на рояль положили цветы. А в зале, где я пела шуточные, веселые песни — плакали. А плакали оттого, что все мы живы, что мы встретились, что пережили такую страшную войну.
С 1948 года Ружена Сикора дает сольные концерты. Большой сценический темперамент, эмоциональность, строгий подбор репертуара, вдумчивое отношение к содержанию песни принесли ей заслуженный успех. За свою многолетнюю эстрадную деятельность артистка выходила на сцену не одну тысячу раз. Перечень газет с рецензиями: «Вечерний Тбилиси», «Дальневосточный комсомолец», «Комсомолец Киргизии», «Советская Чувашия», «Советская Латвия», «Индустриальная Караганда», «Комсомолец Донбаса» — говорит о географии ее концертов.
В 1951 году гастрольные дороги приводят ее в родной Новороссийск, где один из первых концертов дает на цементном заводе «Пролетарий». В отзыве, который бережно хранит актриса в своем архиве, дорогие слова земляков: «Мы рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода «Пролетарий», прослушали Ваше выступление в нашем клубе, высоко ценим Ваше искусство и мастерство артистки и приносим Вам глубокую благодарность за Ваше выступление».
У певицы не только своеобразный красивый голос, высокая культура исполнения. Ружена Сикора умеет дополнять пение яркой и выразительной игрой.
Многие песни в ее исполнении становились новеллами, многие из них стали популярными благодаря ее прочтению: «Я писать тебе не стану» К. Молчанова, «Посидим» В. Мурадели и др. А новороссийцам особенно дорог в ее исполнении «Новороссийский вальс», который она поет трогательно, нежно и любя.
Вот что писала городская газета «Новороссийский рабочий» в конце 50-х годов: «За последние два года дважды посетила свой родной город артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения Ружена Сикора. Ее концерт, состоявшийся на днях в летнем театре городского парка им. В. И. Ленина, был отмечен высокой культурой и мастерством»
Находясь в расцвете творческих сил, Ружена подверглась жизненному испытанию.
Во время гастрольной поездки по Подмосковью машина, в которой ехала Ружена Владимировна со своим мужем Виктором Горышкиным попала в аварию.
Супруг Ружены умер в больнице, а сама певица на долгие семь месяцев была прикована к больничной койке.
И хотя мужественной женщине не только удалось встать на ноги, но вернуться на сцену подорванное здоровье не позволило ей восстановить концертную детальность полном объёме.
Ружена Владимировна приняла для себя нелёгкое решение: уйти с эстрады.
Но она не ушла из музыки, посвятив себя воспитанию молодых вокалистов.
К радости поклонников певица дважды изменяла своему зароку. В первый раз – приняв участие в концерте, посвященному памяти Вертинского вместе с Никитой Богословским и Булатом Окуджавой,
Во второй и последний – выступив в 1993 году в Центральном доме работников искусств на собственном творческом вечере.
Сикора одной из первых на нашей эстраде решилась исполнять песни на других языках. И делала это с большим успехом.
Когда мир прощался с композитором Консуэллой Веласкес, сочинившей одну из самых знаменитых романтичных мелодий 20-го века «Бесаме мучо», то в память об авторе этой песни написанной в1941 году, мировые информационные агентства называли самых лучших её исполнителей.
В одном ряду с метрами мирового уровня – Пласидо Доминого, Хосе Карерасом, Френком Синатрой и даже ансамблем «Битлз», было названо имя советской артистки эстрады Ружены Сикоры.
Ружена Сикора — артистка со своеобразной манерой исполнения лирических песен. Ее отличает то особое обаяние, которое устанавливает незримые нити симпатии между исполнителем и зрителем. Мастерство Сикоры делают доходчивым совершенство дикции, богатство мимики и отработанность движений. За всем этим угадывается огромная работа над собой».

Список литературы:

Бойко, Л. «Как трудно в городе таком, где каждый каждому знаком!»: певица Ружена Сикора / Л. Бойко // Новороссийские вести. — 2009. — 15 авг. — С. 9.
Звезды патефонных пластинок: Ружена Сикора / Л. Бойко // Кубан. Новости. — 2004. — 28 июля.
Крымпоха, Г. Ружена Сикора / Г. Крымпоха // Новороссийский рабочий.- 1976.- 7 авг.- С. 3
Лапин, Е. Ей аплодировала Изабелла Юрьева: певица Ружена Сикора / Е. Лапин // Новороссийский рабочий. — 2008. — 9 авг. — С. 8.
Подыма, К. Письмо в 2025-й год: Ружена Сикора / Подыма // Новороссийск литературный. — 2009. — N 10. — C. 84-85.
Подыма, К. Ружена Сикора: «Я нежно люблю Новороссийск» / К. Подыма // Новороссийский рабочий. — 1990. — 3 окт.
Прокопенко, Т. Золотой голос — родом из Новороссийска: Ружена Сикора // Новороссийский рабочий. — 2000. — 26 окт.

Комментирование закрыто