муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" г. Новороссийска

Бора в Новороссийске (норд-ост)

6c1e90_19e95c1d77a24d64bcadd60b280d5d7cБора, или ветер, дующий с суши в сторону моря, известна во многих частях света. Но на Черном море наиболее сильная бора наблюдается в районе Новороссийска. Еще Клавдий Арриан, управляющий римской провинцией Каппадокией, в своем отче¬те о поездке по Черному морю, написанном для императора Адриана, в 134 году н. э., указывает место на Кавказском побережье, «где есть защита от ветров Фраския и Борея» (Борей— свирепый бог северо-восточного ветра по древнегреческой  мифологии). В отчетах русских мореплавателей и административных деятелей XIX — начала XX в. часто упоминаются бедствия, причиненные борой. Особенно страшен ветер, когда он сопровождается морозом. Тогда в бухте и на ее берегу можно встретить картины, подобные арктическим пейзажам: по¬крытые толстой ледяной броней суда, набережные и даже дома.

33«Третьи сутки дует бора. Бора — иначе норд-ост — это яростный таинственный ветер, который рождается где-то в плешивых, облезших горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшное волнение… Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, разрушает только что сложенные кирпичные стены, бросает на землю людей, идущих в одиночку». Так описал новороссийскую бору в 1909 году А. И. Куприн в повести «Листригоны».
Бора возникает, когда над холодным континентом устанавливается область высокого давления, а над теплым Черным морем – область низкого давления. Между континентом и морем создаются значительные перепады давления и температур теплого и холодного воздуха, следствием которых является большая скорость северо-восточного воздушного потока.
На своем пути движения в сторону моря северо-восточный поток встречает горное препятствие в виде двух параллельно расположенных хребтов: Свинцового и Варада. Согласно теории обтекания неровностей на поверхности земли воздушный поток преодолевает эти препятствия, испытывая сжатие в вертикальной и сужение в горизонтальной плоскостях.
Сгущение линий тока над хребтом способствует формированию здесь узкой зоны сильных ветров, приобретающей форму струи. Бора в Новороссийске возникает, когда это струйное течение опустится вниз по склону хребта Варада и достигнет поверхности земли. При этом за счет действия силы тяжести первоначальная скорость струи получит у земли дополнительное ускорение, равное 8 метрам в секунду.

9000-img_5882_1В месте падения воздушного потока у земной поверхности наблюдаются максимальные скорости ветра, это «центр действия» боры, который может наблюдаться на разном расстоянии от гор. Место падения воздушного потока в новороссийской бухте зависит от первоначальной скорости струи над горами и от термодинамического состояния атмосферы с подветренной стороны хребта. При прочих равных условиях струя воздушного потока опустится до уровня земли тем дальше от гор, чем больше первоначальная скорость ветра на Маркотхском перевале.
При небольшой скорости воздушного потока на Маркотхском перевале падение его наблюдается у восточного берега, где ветер достигает скоростей больших, чем на перевале.
При скорости ветра на перевале 30 метров в секунду и более воздушный поток перелетает через бухту, и место его падения наблюдается у западного берега. Ветер здесь достигает такой же силы, а иногда и большей, чем на Маркотхском перевале и у восточного берега бухты. В этом случае наблюдается «верховая» бора.
О движении воздушного потока в Новороссийской бухте и месте его падения можно судить по характеру волнения. При боре волны отличаются небольшой длиной, но очень большой крутизной. Гребни волн срываются ветром, образуя «барашки», которыми бывает усеяна поверхность бухты в месте падения воздушного потока, при этом остальная поверхность бухты остается относительно спокойной.
Выделяют четыре основных режима боры. К первому режиму относятся случаи стоковой боры, характеризуемой перетеканием через хребет тонкого слоя холодного воздуха и значительным усилением скорости потока на подветренном склоне за счет гравитационного стока. Стоковая бора развивается при больших контрастах температур между сушей и морем. Она наблюдается только в Новороссийске, в основном в ночные и утренние часы. Днем вследствие прогрева контрасты температур уменьшаются, скорость ветра ослабевает. Стоковая бора наблюдается у восточного берега бухты, ее скорость не превышает 20 метров в секунду.
Второй режим характеризуется перетеканием мощного потока холодного воздуха, намного превосходящего высоту препятствия. Так образуется внутримассовая бора.

20141025n-1-2При третьем режиме, муссонной боре, через хребет перетекает двухслойный поток воздуха, состоящий из нижнего холодного и верхнего теплого. На границе между ними развиваются волновые процессы, которые периодически увеличивают или уменьшают сгущение линий воздушного потока над горами и придают струе пульсирующий характер.
Четвертый режим боры относится к фронтальному типу. Он наблюдается при переваливании через хребет холодного фронта. При этом на вершине Маркотхского хребта и в Новороссийске наблюдаются очень большие скорости ветра, нередко достигающие силы урагана. Фронтальная бора никогда не локализуется у Новороссийска. Она захватывает весь участок побережья от Анапы до Туапсе с максимальными скоростями в Новороссийске и Геленджике.
Бора сопровождала жителей Новороссийска со дня основания города. Так, бора, начавшаяся 29 ноября 1847 г., продолжалась до середины января 1848 г. Но своего ужасного апогея норд-ост достиг в ночь с 12 на 13 января 1848 г. Смертоносный смерч пронесся по городу и морю. Ему на подмогу пришел еще и 14-градусный мороз. В те дни на рейде было много судов. Восемь из них выбросило на берег, погибли моряки этих кораблей.
Также разрушительна была бора, начавшаяся 9 декабря 1899 г., когда два парохода и две парусные шхуны были выброшены на берег.
Так, в декабре 1899 года были выброшены пароход «Игорь», крупный английский пароход и несколько мелких судов. Скорость ветра достигала 40 метров в секунду при температуре -21 градус. Тогда же замерзла часть бухты, что было отмечено впервые. В портовой части Цемесская бухта замерзала также в 1907 и 1927 годах.
Надо сказать, что бора приводит не только к катастрофам на море, но и к большим разрушениям на суше. В том же 1899 году в городе было снесено много крыш, оборваны провода, повалены столбы, опрокинуты товарные вагоны, снесены нефтяные резервуары на набережной. От брызг образовались наледи толщиной до 4-х метров. С этими проявлениями боры мы встречаемся и сейчас.
А вот бора в 1907 году подкралась незаметно. Еще 5 января была тихая, спокойная погода. На следующий день началась метель. 8 января мороз достиг минус 30 градусов, ветер перешел в степень 9 баллов, достиг скорости 40 метров в секунду, и Цемесская бухта впервые за свою историю замерзла. И через бухту по льду можно было ходить на другую сторону города. Лед был такой крепкий, что иногда даже по нем ездили на экипажах.
В 20-ом веке тоже были годы, когда бора особенно бушевала. Например, с 1 по 6 февраля 1954 года. Тогда в городе остановилось всякое движение, даже железнодорожное. Столбы фонарей на набережной покрылись слоем льда толщиной до 60 см. Люди могли передвигаться только группами, крепко взявшись за руки или привязавшись друг к другу. Цементные заводы остановились. Высота сугробов в районе Мефодиевки и восточной стороны бухты была 3-4 метра. Были человеческие жертвы. Бора 1954 года памятна новороссийцам снежными заносами, достигающими в отдельных местах трех — четырех метров, так что некоторые небольшие домики в северной части города были полностью занесены снегом.
Сильная бора была 12 марта 1968 года. Еще 8 марта было тепло, набухли почки на кустах и деревьях. А с половины 12 марта над городом забушевала густая снежная метель с ураганным ветром. К вечеру на всех тротуарах и дорогах образовались глубокие снежные сугробы. Прекратилось движение автобусов и такси.
1969 год. Пять суток – с 15 по 20 января – свирепствовала бора. Ураган нанес значительный ущерб городу.
Много было за эти годы идей по обузданию стихии. Одна из них – прорыть в горах тоннели, чтобы выровнять давление за горами и в районе Новороссийска. Но никто точно не может предсказать, спасут ли такие меры от боры.
Часто ураганный ветер новороссийской боры достигает 40 м. в секунду, а специалисты метеостанции на Маркотхе фиксировали цифру 60 метров в секунду. В среднем бора в Новороссийске дует 32 дня в году. Обычно бора продолжается от одного до 3-х дней. Но могут быть штормовые периоды продолжительностью  6 и даже 9 дней. Максимальная продолжительность боры может составлять с кратковременными ослаблениями до 15 дней. Чаще всего скорость ветра во время боры в восточной части бухты больше, чем в западной. Бора вызывает в Цемесской бухте волнение воды, а при отрицательной температуре – обледенение морских судов, причалов и береговых сооружений. Вследствие ограниченных размеров бухты при боре образуются короткие волны, но чрезвычайно крутые. Волнение в различных частях бухты различно. Так, у восточного берега существует зона затишья шириной 100 – 150 м., где волнение не превышает двух дециметров. Далее к западу волнение при боре усиливается и достигает максимального значения – 30 дециметров. При северо-восточных ураганных ветрах и штормовом волнении моря заходы и выходы судов в порт Новороссийск невозможны, так как при этих условиях наблюдались случаи, когда даже крупнотоннажные суда выбрасывало на берег.
Северо-восточные ветры циклонического происхождения встречают на своем пути преграду — хребты Свинцовый и Варада. В этом месте воздушный поток суживается по вертикали, т.к. северо-восточный ветер ограничен по высоте. Согласно же одному из положений аэродинамики (уравнению неразрывности), чем меньше площадь проходного сечения для воздушного потока, тем больше его скорость. Так что новороссийская бора — это тот же самый северо-восточный ветер (воздушный поток), который в районе Тихорецка вызывает пыльные бури, в Краснодаре ломает деревья и, увеличив свою скорость на хребте, обрушивается ураганом на Новороссийск. Воздушный поток в данном случае не меняет своего первоначального направления, ветер и над хребтом остается северо-восточным. Ограничение потока данного направления по высоте слоем теплого воздуха подтверждается многолетними наблюдениями.

e49b2e043604Но если приращение скорости потока над хребтом зависит в основном от его сужения по вертикали, то увеличение скорости будет меньше, если поток мощнее по высоте (высота хребта Варада постоянная, верхняя граница потока определяет степень его сужения). Имеет ли место такое явление? Да, наблюдения подтверждают, что чем мощнее поток по высоте, тем меньше приращение скорости ветра и наоборот.
Если возникновение боры объяснять только законом неразрывности, то в самом Новороссийске, в порту, находящихся на уровне моря, скорость ветра должна быть такой же и даже меньше, чем например, в станице Неберджаевской, расположенной в пятнадцати километрах северо-восточнее хребта Варада и находящейся на высоте ста метров над уровнем моря.
В действительности же скорость ветра в городе лишь незначительно уменьшается по сравнению со скоростью ветра на хребтах. Иногда же она даже превышает скорость ветра на перевале. Чтобы объяснить это явление, следует использовать другое положение аэродинамии — уравнение Бернулли. Оно говорит, что при установившемся течении воздуха без теплообмена с окружающей средой полная энергия потока вдоль струи постоянна.
Воздушный поток над хребтом обладает потенциальной энергией (так называемое «аэростатическое давление» — энергия поднятых на высоту хребта воздушных масс), которая при движении его вниз преобразуется в кинетическую энергию ветра — растет «скоростной напор». Преобразованием потенциальной энергии потока можно, в частности, объяснить и рост атмосферного давления в Новороссийске во время боры.
Итак, все разнообразие северо-восточных ветров в районе Новороссийска объясняется, в основном, двумя вышеприведенными законами.
Исследовалась ли новороссийская бора?
Специальная экспедиция морского гидрофизического института в начале 1950-х годов занималась изучением образования и поведения нашего примечательного и зачастую разрушительного ветра.

Список литературы:

1) Гарьковой, А. Норд-ост в городе хозяин? Стихийное бедствие [Текст] / А. Гарьковой // Новороссийский рабочий. — 1993. — 13 нояб.
2) Дмитриев, А. «Бора» атакует [Текст] / А. Дмитриев // Новороссийский рабочий.- 1972.- 25 февр.- С. 4
3) Евтушенко, Н. Ох, уж эта стихия… Когда бушевал норд-ост [Текст] / Н. Евтушенко // Новороссийский рабочий. — 1989. — 26 мая.
4) Захарченко, Н. Норд-ост обрушился на побережье [Текст] / Н. Захарченко// Вольная Кубань. — 2003. — 12 нояб.
5) Кузнецов, Е. «Борода» очистит воздух [Текст]: норд-ост в Новороссийске / Е. Кузнецов // Кубанские новости. — 2005. — 29 окт.
6) Лукьяшко, П.  Все о той же «боре» [Текст] / П. Лукьяшко // Новороссийский рабочий.- 1970.- 20 марта.- С.3,4
7) Проделки норд-оста. Странички биографии города [Текст] // Новороссийский рабочий. — 1975. — 12 февр.
8) Резаев, Д. О наших норд-остах [Текст] / Д. Резаев // Новороссийский рабочий. — 1956. — 23 дек.
9) Рожанский, Е. Норд-осты Новороссийска [Текст]: история катастроф / Е. Рожанский// Новороссийский рабочий. — 2003. — 6 янв.
10) Рыбкина, М.  Если норд-ост? Завтра [Текст]: незаметные даты / М. Рыбкина // Новороссийский рабочий. — 1998. — 17 дек. — С. 4-5.
11)  Укрощение норд-оста. Есть такой проект [Текст] // Новороссийский рабочий. — 1986. — 16 мая.