муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" г. Новороссийска

Документальное кино о Новороссийске начала ХХ века

Первые документальные фильмы о Новороссийске были сняты еще в начале ХХ века. Несколько таких работ принадлежит известной российской компании по производству и прокату кинофильмов, образованной в 1906 году Александром Ханжонковым.
Одним из родоначальников документального кино и вообще кино в России был Александр Алексеевич Ханжонков, которого вначале ХХ века называли  королем кинематографа. Он не только был владельцем фирмы, создававшей художественные фильмы, водевили, классику, но и первым в России основал документальное и мультипликационное кино, первым стал снимать научные фильмы, издавать киножурналы. При торговом доме «А. Ханжонков и КО» был открыт «Научный отдел», который занимался производством документальных фильмов о России.

А.А. Ханжонков

По личному указу Николая 2 он снял в 1911 году вместе с Василием Гончаровым фильм «Оборона Севастополя», который стал первой короткометражной документальной кинолентой не только в России, но и в мире. За «Оборону Севастополя», посвященную Крымской войне, Ханжонков был удостоен высочайшей награды – бриллиантового перстня монарха. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война  усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства. В начале 1912 года его компания была преобразована в акционерное общество «Ханжонков и К°», с уставным капиталом в 500 000 рублей.
Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым, где организует полноценное кинопроизводство в Ялте и в течение нескольких лет продолжает выпускать фильмы. После разгрома армии Врангеля он в ноябре 1920 года уезжает в Константинополь, затем в Милан и Вену, где пытается восстановить кинопроизводство. В 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден прекратить их из-за нехватки средств.
В 1923 году Ханжонков возвращается в Россию, однако и здесь его ждет провал – советская власть не простила ему эмиграцию; был арестован по уголовному делу о финансовых нарушениях, был освобожден ввиду отсутствия доказательств, получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту. Умер он в 1945 году и похоронен в Ялте.
Что касается Новороссийска, то с ним связано несколько познавательных документальных фильмов, снятых в 1910-1916 гг кинокомпанией Ханжонкова: «Черноморское побережье»; «Черное море и его берега»; «Норд-ост» — о новороссийском ветре; «Новороссийский порт»; «Новороссийск»; «Предательское нападение турецкого флота на Новороссийск» и  «Бомбардировка Новороссийска» ( Первая мировая война). Новороссийцы одними из первых в России смотрели новые фильмы Ханжонкова – в нашем городе до революции существовал кинотеатр «Марс», принадлежавший его компании.
Одним из основоположников документального кино в России, Краснодарском крае, имеющим отношение и к Новороссийску, был также Николай Львович Минервин ( в кино с 1909 года). Это был невероятно увлечённый человек. Окончив физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, он отправился учиться дальше, в Петербург, там же заинтересовался фотографией и влюбился в кинематограф. В 1908 году он произвёл уникальную киносъёмку во время подъёма на Эльбрус (этот фильм был показан в Екатеринодаре). В Екатеринодаре он открыл кинофирму «Минерва». Минервин одним из первых начал использовать, как бы сейчас сказали, спецэффекты, впечатывая в отснятый мате¬риал другие кадры. Он также много работал в жанре хроники. Снимал столетний юбилей войсковых хоров в 1911 году, праздник «белой ромашки» в Екатеринодаре в 1913-м и первую Северо-Кавказскую олимпиаду в Новороссийске в 1915-м. Потом были игровые немые картины:

Н.Л. Минервин

«Подвиг казака-кубанца», «Во власти курдов»… В 1911 году Николай Львович получил за свои фильмы большую золотую медаль на выставке в Риме. В 1913-м по заказу Ханжонкова снял несколько выпусков ежемесячного киножурнала «Северный Кавказ».
За Николаем Львовичем числится больше двухсот изобретений в разных областях: фотохимия, светотехника, оптика, кинопроизводство, оформительно-рекламные построения, телетехника. Его фильмы, даже самые ранние, всегда отличало высочайшее для своего времени качество картинки. В 1921 году он уже снимал цветное кино, придумал машину, восстанавливающую старую, испорченную плёнку, панорамное кино (1932). В последние годы работал в Министерстве культуры СССР, продолжая свои разработки. Болел идеей «кинопланетарнопанарамной системы». Умер в 1959 году.

Список литературы:
Лапин, Е. Первым наш город снимал Ханжонков [Текст] : документальные фильмы о Новороссийске дореволюционных лет / Е.Лапин // Новороссийский рабочий. — 2007. — 29 авг. — С.8. — . К63.352 + К85.37
Лапин, Е. И дольше века длится фильм : о создании документальных фильмов в Новороссийске / Е. Лапин // Новороссийский рабочий. — 2014. — 16 авг. — С. 7. — . К85.375