муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" г. Новороссийска

«Писатель Фёдор Гладков в Новороссийске». (Из краеведческого цикла «Они посетили Кубань»)

     Гладков Фёдор Васильевич (9(21).06.1883 г., дер. Чернавка Саратовской губ. — 20.12.1958 г., Москва) – прозаик, классик советской литературы. Родился в старообрядческой семье.
С нашем краем связана вся творческая судьба Фёдора Васильевича Гладкова. Он приехал на Кубань вместе с родителями 12-летним мальчиком в 1895-м, а уехал в 1921 году. Дважды за эти годы он выезжал с Кубани. В целом же Ф. В. Гладков за эти годы прожил в нашем крае более восемнадцати лет, из них в Екатеринодаре семь лет, в Новороссийске немногим более семи, в Павловской четыре года и несколько месяцев в Ейске.
Фёдор Гладков, живя в Екатеринодаре, в подростковом возрасте пережил голодное существование, работал «мальчиком» в аптеке и типографии.
В 1900 г. опубликовал первый рассказ – «К свету». В 1901 г. окончил городское училище и получил звание учителя. Творчество Гладкова развивалось под влиянием Максима Горького, с которым он переписывался.
В 1906 г. за участие в подпольной революционной деятельности арестован и оправлен в ссылку на три года, которую отбывал близ г. Верхоленска.
Живя в Новороссийске с 1910 по 1914 год, Ф. Гладков активно участвует в революционной работе, устанавливает тесные связи с цементниками и моряками порта. В госархиве Краснодарского края хранятся документы, свидетельствующие о том, что царские жандармы вели слежку за писателем. Один из сотрудников Новороссийского жандармского управления докладывал о том, что «Гладков на завод (имеется в виду один из цементных заводов) прибыл со 2-го участка гор. Новороссийска 23 июня и выбыл 9 июля с. г. (1911 г.) в гор. Владикавказ и возвратился 27 июли. С завода вторично выбыл 21 августа во второй участок гор. Новороссийска, где он проживал раньше».
В Новороссийске Гладков работал в городском училище, занимался пропагандой марксизма, завершил повесть «В изгнании» (под названием «Изгои» опубликована в 1922 г.). Это произведение можно отнести к агитационной пролетарской литературе. Рассказывая о партии политических арестантов, писатель создал образы революционеров Страхова и Иванюка, которые противопоставлены ренегатам из числа интеллигентов. Устами одного из своих героев писатель заявляет: «Революционер проверяется не только на баррикадах, но и в тюрьме, в цепях, в изгнании. Быть стойким крепким, убеждённым — вот в чём свойство революционера». В Новороссийске Гладков женился на учительнице Татьяне Ниловне Зайцевой. В 1914 г. уехал из Новороссийска из-за полицейской слежки.
С лета 1918 года начинается новый, очень насыщенный событиями этап в жизни писателя. Ф. Гладков снова оказывается в Новороссийске. Он приезжает сюда по направлению Екатеринодарского наркомата просвещения и участвует в проведении реформы в школах города. Но вскоре город заняли деникинцы. Начались повальные облавы и аресты. Гладков уходит в подполье.
Но и в условиях строгой конспирации Ф. В. Гладков продолжает вести активную революционную работу среди рабочих-цементников, городской молодежи и принудительно мобилизованных в белую армию солдат. Следует отметить, что за активную революционную деятельность Ф. Гладков еще в царское время подвергался преследованиям, репрессиям. Правительство Николая II ссылало его на трехлетнюю каторгу. Объявили его вне закона и деникинцы. Вспоминая об этом, Ф. Гладков писал: «Из станицы Павловской и Екатеринодара тайно предупредили меня о розыске меня каким-то чрезвычайным судом, а Войсковая Рада объявила меня вне закона на Кубани».
В 1920 г. участвовал в разгроме врангелевского десанта под Сукко, возглавлял отдел народного образования, редактировал газету «Красное Черноморье», где проявил себя как талантливый журналист. Написанные им многочисленные статьи, очерки, заметки на темы политического, хозяйственного и культурного строительства призывали читателей активно участвовать в создании нового общества.
В «Красном Черноморье» Ф. Гладков опубликовал около сотни материалов. Как опытный педагог и талантливый журналист. Ф. В. Гладков часто выступал с докладами и статьями о строительстве единой трудовой новой школы, об идейно-эстетическом и нравственном воспитании советской молодежи считая, что «основным стержнем школьной политики Наркомпроса является создание социалистического общества». О несомненно большом общественно-политическом авторитете Ф. Гладкова в городе, особенно в педагогической среде, говорит и такой факт, как избрание его в 1920 году делегате: на II Всероссийский съезд работников народного образования в Москве. В июне этого года Ф. В. Гладков из Новороссийска выезжал в столицу и участвовал в работе этого большого форума советских учителей.
Но как бы ни увлекала бурлящая разносторонняя жизнь и как бы ни захлестывали повседневные будни, Гладков постоянно помнил о творческом напутствии Горького, о его дружеских наставлениях и советах; «теперь настало время» отображать «бушующее море» революционной эпохи.

Максим Горький и Фёдор Гладков.

И вскоре боевые события на кубанской земле стали объектом его художественного отображения, легли в основу сюжетов его новых произведений. Здесь, в Новороссийске, им были написаны рассказ «Зеленя», повесть «Огненный конь», запечатлевшие героические события гражданской войны в казачьих хуторах и станицах. А «в образе непримиримого к врагам революции учителя Алексея Ивановича (в рассказе «Зеленя») без труда угадываются черты самого Гладкова». Здесь же, в Новороссийске, была создана Ф. Гладковым и его пьеса «Бурелом», раскрывающая нравы представителей той части интеллигенции, которая в эпоху революционной ломки предала забвению передовые идеалы русского общества. Пьеса была поставлена в режиссерской трактовке Вс. Мейерхольда, находившегося в это время в приморском городе цементников.
В Новороссийске в эти же незабываемые годы Ф. Гладковым был собран материал для создания им его главного произведения — романа «Цемент», названного М. И. Калининым «эпохальной книгой». Примечательна сама история ее создания, свидетельствующая о том, что Гладков всей своей подвижнической жизнью в Новороссийске, всем своим предшествующим художественно-творческим опытом был подготовлен к тому, чтобы создать выдающееся произведение советской классики. Люди, близко знавшие Ф. В. Гладкова по совместной работе в Новороссийске, в своих воспоминаниях воссоздают живой образ писателя-патриота, хорошо понимавшего интересы и запросы народа.
Так, дочь рабочего-цементника Т. Бобрук пишет: «Жил Гладков в пристройке к Народному Дому на Староцементном заводе. Он слышал, как на заводе раздавался металлический звук. Значит, завод начинает набирать жизнь, силу. Тогда Гладков выходил на улицу и долго смотрел на разрушенный завод, потом, подхваченный веселым задором работающих, сам брался за лопату и проворно откидывал в сторону щебень. Он видел исхудалые, серые, будто запыленные цементом лица рабочих, жаждущих большого дела. Вот они-то, первые славные герои борьбы и труда, вдохновили Гладкова на создание произведения о цементниках». Да, именно непосредственные связи с жизнью цементников, яркие впечатления от увиденного и пережитого писателем в Новороссийске в конечном итоге позволили ему создать свой роман на тему социалистического труда.
«Мой «Цемент» написан мною по горячим следам моей партийной и советской работы в Новороссийске». – говорил он неоднократно. Отвечая на приветствия новороссийцев по случаю награждения его орденом, он писал в 1939 году: «Любовь моя и жизнь связаны с вашим коллективом. Мой «Цемент» обязан своим появлением вам».
Приехав в конце 1921 года в Москву на постоянное место жительства, работая вначале в органах народного образования, исполняя обязанности секретаря редакции журнала «Новый мир», Ф. Гладков в тяжелых условиях того трудного времени, «в обстановке голода и промороженных гранитных стен цоколя», «вспомнив о Новороссийске, о море, партийной и ответственной работе в первые два года советской власти», создает роман «Цемент».
В 1925 г. роман «Цемент» появился в печати, став одним из важных событий литературной жизни страны. Действие произведения разворачивается в Новороссийске и охватывает период между мартом и ноябрём 1921 г., то есть время восстановления промышленности и перехода к новой экономической политике. Название романа имеет символический смысл. Словами главного героя коммуниста Глеба Чума лова автор так разъясняет его: «Цемент – это мы, товарищи, рабочий класс». Тема произведения – героический труд советских людей, сплотившихся вокруг большевистской партии во имя построения новой жизни. В финале нарисована картина всеобщего ликующего энтузиазма: «…вместе с гудками ревели и громыхала несметные толпы. Плясали они здесь под вышкой, на склоне горы, огненными крыльями полыхали знамёна, и оркестры звенели колоколами». Несмотря на внешний оптимизм, роман переполнен человеческими трагедиями, насилие, оправдываемое как историческая неизбежность, изуродовало души большинства персонажей. Критика потребовала от Гладкова прояснения идейного смысла романа. Под её давлением писатель несколько раз переделывал текст, успокаивая «взвихренный стиль» и переписывая целые эпизоды. В результате это привело к снижению пафоса и сглаживанию конфликта. Из всех критиковавших роман лишь А. Серафимович поддержал его «напряжённый, бурный, романтический стиль». После публикации романа «Цемент» Гладков получил признание как ведущий мастер советской литературы.
Во второй половине 20-х гг. он работал над романом «Энергия», написал несколько психологических рассказов и повестей. Герои этих произведений, как правило, – «переутомлённые работой, нервные люди». Писателя резко критиковали за тяготение к гротескному выявлению противоречий современности. В защиту Гладкова вы¬ступили М. Горький и А. Белый. В 1936 г. Гладков вновь посетил Новороссийск, в газете «Пролетарий Черноморья» была опубликована его статью о городе.

Фёдор Гладков на встрече со студентами.

В период Великой Отечественной войны писатель создал ряд публицистических произведений, в 1945 — 1947 гг. возглавлял Литературный институт имени А. М. Горького. В последние годы жизни работал над автобиографической прозой. Имя Гладкова носят одна из улиц Новороссийска и средняя школа № 22, на доме № 5 по улице Горького, где он жил в 1936 г., установлена мемориальная доска.
В Новороссийском историческом музее-заповеднике имеется экспозиция, посвящённая писателю, мемориальная квартира Гладкова является филиалом Музея цементной промышленности. В 1986 г. в Краснодаре издан буклет «Гладков в Новороссийске».

Новороссийск. Музей цементной промышленности.

Список использованной литературы:

1. Литература Новороссийска. А – Я. Энциклопедический словарь-справочник. Научно-популярное издание. – Новороссийск, Одиссей, 2018. – 120 с.;
2. Савченко, М. М. Они были на Кубани: Очерки / М. М, Савченко// Краснодар: Кн. Изд-во, 1982. – 160 с.;
3. С-обр. соч.: В 8 т., М., 1958 — 1959: Цемент: Роман, М., 1986. – 276 с.;
4. Веленгурин Н. Ф. Пути и судьбы: Очерки / Н. Ф. Веленгурин // Краснодар, 1988. – 140 с.;
5. Воложенин А. А. Фёдор Гладков. Жизнь и творчество / А. А. Воложенин // М., 1969. – 127 с.;
6. Пухов Ю. Фёдор Гладков: Очерк творчества / Ю. Пухов // М.: Сов.Пресс, 1983. – 183 с.

Комментирование закрыто