муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" г. Новороссийска

Восточный район

Восточный район города Новороссийска включает в себя всю промышленную часть города от Мефодиевки до Шесхариса. Здесь расположены многие крупные предприятия. От двух других районов, образованных в 1977 г., – Октябрьского и Приморского — его отделяют акватория Цемесской бухты и реки Цемес.
Восточный район Новороссийска — крупнейший транспортно-логистический комплекс Краснодарского края. Здесь находится морской торговый порт международного значения, множество других транспортных организаций, нефтегавань Шесхарис. Железнодорожный узел связывает город-порт со всеми уголками необъятной России. Отсюда круглые сутки уходят тяжеловесные составы с различными грузами.
Коротко можно сказать, что это рабочий цех города, причем общероссийского значения.
В конце 19 века в нашем городе проездом побывал известный русский писатель Глеб Успенский. Отметив, что Новороссийск — еще не город, ни деревня, только начало чего-то, Успенский записал в блокноте: «И здесь, по другую сторону бухты, против того веселого места, которое именуется Новороссийском, уже видны какие-то… резервуары, заводы, черный, точно из ада фыркающий дым». Это сказано о будущем Восточном районе.

 

Восточный район Новороссийска, пожалуй, самый сложный в плане экологии.
Еще в 1990-е годы воздух здесь был, мягко говоря, не лучшего качества. Так, летом 1993 г. с ним творилось вообще что-то невообразимое — 6,1 ПДК! Бензапирен, страшный газ, который называют раковым (им одаривают нас автомашины) на Сухумском шоссе составлял 5-6 ПДК. Возле завода «Красный двигатель» вдыхаем полной грудью «аромат», которым привычно «благоухает» это производство — настоящий экологический диверсант. Благовоние это называется формальдегидом.
В 1993 году глава администрации города В. Г. Прохоренко провел совещание представителей коммунальных и природоохранных служб, архитектуры, проектных институтов. Перед собравшимися выступил директор Новороссийского научно-исследовательского института геохимии биосферы Ростовского университета профессор В. А. Алексеенко.
Институтом был подготовлен комплекс из 150 карт, в которых отражено экологическое состояние Новороссийска. Определены аномальные зоны по загрязняющим веществам. Новороссийск стал первым в России городом, которому ученые установили такой комплексный экологический диагноз. Они не только конкретно указали участки, где скопилось избыточное количество токсичных веществ, а это заводы «Красный двигатель», «Прибой», «Шиферник», железная дорога, но и дают рекомендации, как ликвидировать последствия критических ситуаций.
Возможно, нет ничего удивительного, что экологическая обстановка Новороссийска стала объектом пристального внимания краевой администрации. По этому поводу в конце 1994 года даже постановление было принято, в котором, собственно и объяснялось столь пристальное отношение в верхах именно к Новороссийску.
С изменением геополитической обстановки в Росси значение города и порта реально возросло. Увеличивались объемы и виды переваливаемых в порту грузов, в том числе и экологически опасных (нефтепродукты, минеральные удобрения и др.). А между тем, Новороссийск совсем недавно входил в число городов с наиболее загрязненным атмосферным воздухом. Содержание некоторых загрязняющих веществ тогда значительно превышало предельно допустимые нормы (1995 г.) (формальдегида — в 18 раз, пыли — в 5,7 раза, оксида углерода — в 3 раза, диоксида азота — в 3,7 раза, бензапирена — в 11,6 раза).
Все эти «удовольствия», в основном, доставляют городу выбросы из автотранспорта, цементных заводов, нефтебаз, котельных. Таких предприятий в печатном реестре насчитывалось 22 штуки. А как показали проверки, 19% автомобилей эксплуатируется с превышением нормативов выброса загрязняющих веществ.
Львиную долю выбросов в атмосферу Новороссийска в 1990-е годы составляли предприятия Восточного округа. И среди них лидеры — «Пролетарий» (3837 тонны в год), морской торговый порт (2157 тонны), нефтебаза «Шесхарис» (1812 тонн). Еще 20% площади — дороги, где главный загрязнитель — выхлопные газы, неизбежно входящие в гремучую смесь, которой мы дышим. Их концентрация напрямую связана с интенсивностью движения. Самые напряженные магистрали у нас — Сухумской шоссе (здесь в час проходит 14600 автомобилей), Кутузовское кольцо (12800), улица имени Сакко и Ванцетти (11680).
По результатам проведенного исследования зона острого поражения загрязняющими химическими веществами — весь Восточный округ от Шесхариса до железнодорожной петли на Мефодиевке. Это одна сплошная санитарно-защитная зона предприятий, где жилья в принципе быть не должно. И, тем не менее, именно там расположены множество домов частного сектора, которые вплотную соседствуют с промышленным предприятием. Подавляющее их большинство — подлинные киты городской промышленности. Этот полигон охватывает территорию заводов «Пролетарий» и «Октябрь», «Красный двигатель» и «Шиферник». С юга он ограничен переулком Кабардинским, с запада — улицами Пограничной и Уральской.
Героические граждане, живущие там, сполна получают от щедрот соседних предприятий. И, видимо, должны бы даже научиться дышать через раз. Ведь наиболее высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха отмечен именно здесь. Средние (за 1995 год) концентрации примесей составили: по пыли — 2 ПДК, по двуокиси азота — 1,5 ПДК, по формальдегиду — 3,3 ПДК, по бензолу — 5 ПДК. Что же касается загрязнения почв, то именно в непосредственной близости от цементных заводов выявлено наиболее высокое содержание меди (5ПДК), свинца (40 ПДК), цинка (6 ПДК) и молибдена (7,5 ПДК).
Недаром на экологической карте города почти весь Восточный округ окрашен в траурный темно-серый цвет. Однако даже тут не обошлось без луча света в темном царстве. Маленький розовенький островок напротив геопорта, между Шесхарисом и заводом «Стройдеталь», семафорит: дышите глубже, здесь чуть почище.
В 2000-е годы, по словам ученого, директора НИИ Геохимии биосферы Владимира Алексеенко Новороссийск стал чище, но устойчивой зоной загрязнения, наиболее вредной для здоровья территорией, по-прежнему остается район порта, железнодорожной станции, т.е. территория Восточного округа. Чтобы определиться с конкретными цифрами, нужно провести новое исследование, подобное, проводившемуся в 1990-е годы. Однако деньги на это не выделяются.
В последние годы город бурно развивается. Продолжает расти перевалка разнообразных грузов в морском порту, строятся все новые нефтяные и транспортные терминалы, остро необходим новороссийский цемент, неизмеримо увеличилось количество местного и транзитного транспорта.
Грузовые районы Новороссийского порта ввиду масштабности перевалки грузов – один из основных «поставщиков» вредных выбросов, которые производятся в атмосферу и в гидросистемы региона. Многие портовые сооружения на арендных началах используются временно сторонними компаниями. Они нередко нарушают правила производственной санитарии и элементарной безопасности работ. Нередки случаи игнорирования экологического законодательства при переработке особо опасных грузов – серы, нефтехимии, аммиаков.

Так, уже на протяжении нескольких лет в Восточном округе идет перегрузка серы. Здесь находится одна из производственных площадок ООО «Терминал МЕГА», деятельность которого доставляет много беспокойства населению Восточного района. Сера хранится в мешках, но иногда высыпается, однажды там даже случился пожар. Ведутся ночные работы. За последние три года отделом экологической безопасности администрации Новороссийска было инициировано порядка 15 проверок этого предприятия. Прокуратура города настаивает на требовании о приостановке деятельности компании.
По генеральному плану развития Новороссийска в Восточном районе место промышленной зоны. Однако сроки сноса жилых домов и связанного с этим отселения жителей не называются. При этом руководителями многочисленных предприятий, расположенных в Восточном районе, не обеспечиваются экологически безопасные условия проживания и реализация права жителей на ночной отдых.
Нередко руководители предприятий лукавят, утверждая одно, а на деле происходит совсем другое. Подобная история приключилась с краснодарской фирмой ООО «Гора» в 2012 году, когда представители собственника уверяли при начале стройки, что это будет автодром, а через официальные органы выяснилось, что планируется строить на этом месте предприятие по обслуживанию транзитного и внутригородского транспорта, а проще – терминал для отстоя большегрузов. Несмотря на то, что это противоречит действующему законодательству. Защиту своих законных интересов зачастую организуют местные жители – создают общественные комитеты по защите прав населения на экологическую и техногенную безопасность.
От соседства с промышленными предприятиями страдают жители Восточного района – от выхлопов большегрузов нечем дышать, постоянные газовые атаки происходят со стороны железной дороги и асфальтобетонного завода. Если пройти вверх от Сухумского шоссе по улице Камышовой, то можно увидеть, что покатую гору почти полностью выдолбили тяжелой техникой. По словам живущих в нескольких десятках метров от строительной площадки новороссийцев, здесь будет отстойник для большегрузного транспорта. (2012 г.)
В 2014 году на Сухумском шоссе начато строительство дорожной развязки, что значительно усугубило транспортную ситуацию в этом районе – возникают многокилометровые пробки. Строительство не закончено до сих пор и, по сути, превратилось в долгострой. Это большая проблема для людей, проживающих по соседству со стройкой, так как строительство велось с нарушениями, возникли проблемы с канализацией. Кроме того, стройка негативно влияет на состояние расположенного поблизости памятника «Расстрелянный вагон».
В последние годы многие крупные предприятия Восточного округа применяют новейшие технологии для защиты окружающей среды от вредных выбросов. Так, в 2016 году ОАО «Новоросцемент» стало лауреатом Всероссийского конкурса «Экология и производство. Перспективы развития экономических механизмов охраны окружающей среды-2016». Золотая медаль подтвердила статус экологически ответственного предприятия.
Согласно проведенному «Краевым информационно-аналитическим центром экологического мониторинга» исследованию «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2015 году» влияние морских портов и их инфраструктуры на состав атмосферного воздуха региона незначительно. По мнению специалистов наиболее проблемным является выброс загрязняющих веществ из автомобильного транспорта. Проводится также постоянный спутниковый мониторинг состояния водных объектов. Основным источником загрязнения водных ресурсов являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства вследствие значительной изношенности очистных сооружений.
Но, хотя этот район промышленный, здесь по-прежнему живут люди. Работают общеобразовательные школы и Новороссийский профессиональный техникум; детские сады, больницы, библиотеки, клуб и детская школа искусств.

Архитектурный облик Восточного района имеет свои особенности, свои неповторимые черты, свою красоту. Создавался он на протяжении многих десятилетий. Люди, заселившие район, разрабатывали и применяли средства защиты от ветра, жары и пыли. Не случайно возникла рабочая сторона города с исключительно плотной застройкой. Ломаные узкие улицы, дома, прижатые друг к другу, с деревянными крышами и небольшими внутренними дворами служили какой-то защитой от этих природных факторов, способствуя созданию микроклиматического комфорта. Основным местом общения между жителями района были небольшие дворики, закрытые от уличного шума и пыли. Сюда выходили остекленные веранды жилых помещений. Единственным украшением таких домов была виноградная лоза.
Дореволюционный район представлял собой типичный купеческий город со всеми присущими ему противоречиями. Интенсивная застройка мелких кварталов в связи с дороговизной земельных участков приводила к высокой плотности населения и застройки.
В 2009 г. в Восточном районе проживало 39,7 тыс. человек.
На территории этого района расположены 27 мемориальных объектов (2010 г.)
Район благоустраивается.
В августе 2015 года в Восточном районе появилась современная зеленая зона – АО «Черномортранснефть» провело реконструкцию парка им. Ленинского комсомола и вернуло жителям место, где можно провести выходной, отдохнуть всей семьей. Обновленный парк теперь носит название «Восточный». Его благоустроенная территория украшена фонтаном, высажен не один десяток деревьев, есть и детская площадка. Сохранена стилистика парка, высаженного в советские времена. Классический стиль помогла воссоздать архитектурная мастерская А. Алексеева «Старый парк».
Природный мир Восточного района, несмотря на техногенные нагрузки, существует и остается разнообразным. Не стоит забывать о том, что район граничит с Маркотхским хребтом, где в конце 2017 года появится природный парк «Маркотх» — особо охраняемая территория регионального значения.
Замечательная природа Восточного района, которую любят и по мере сил берегут его жители, представлена в презентациях «Природа Восточного района», подготовленных библиотекарями библиотеки-филиала № 3 им. В. Маяковского и читателями-учащимися школ района.

Список литературы:

  1. Ананьева, М. На город дохнуло серой : на бывшем заводе «Шиферник» стали переваливать серу / М. Ананьева // Новороссийский рабочий. — 2013. — 1 марта. -С. 1,2.
  2. Ананьева, М. Разлив нефти ликвидировали : завершаются спасательные работы в Грушовой, где произошел сброс в речку промышленно-нефтяных стоков с нефтебазы «Шесхарис» / Ананьева // Новороссийский рабочий. — 2012. — 22 нояб. -С. 1.
  3. Антоньян, Г. Сера безопасна для жителей города / Г. Антоньян // Новороссийский рабочий. – 2013. – 30 марта. -С. 1,3.
  4. Асанов, Л. Миллионом не надышишься : общественные слушания по вопросу размещения в границах БТОФ склада нефтепродуктов / Л. Асанов // Новороссийский рабочий. — 2009. — 21 апр. -С. 5.
  5. Глава города против перевалки серы // Новороссийский рабочий. — 2013. — 16 марта. -С. 2.
  6. Велес, Е. Родниковая вода нефтебазы : экологическая политика предприятия ОАО «Черномортранснефть» / Е. Велес // Вольная Кубань. — 2010. — 3 июня. -С. 18.
  7. Велес, Е. У ОАО «Черномортранснефть»- экология на уровне! / Е. Велес // Новороссийский рабочий. — 2010. — 2 дек. -С. 6.
  8. Измоденов, Ю. Варианты диктует экология. Курс-технический прогресс [Текст] : о производстве цемента / Ю. Измоденов // Новороссийский рабочий. — 1981. — 19 мая.
  9. Казаков, Алексей. Экология всероссийского значения [Текст] / А. Казаков. — (Экология) (Безопасность) // Морские порты. — 2017. — N 6 (157). — С. 48-51
  10. Калашникова, Е. Золото за внимание к экологии : ОАО «Новоросцемент» стало лауреатом Всероссийского конкурса «Экология и производство. Перспективы развития экономических механизмов охраны окружающей среды-2016». Золотая медаль подтвердила статус экологически ответственного предприятия / Е. Калашникова // Наш Новороссийск. — 2016. — 14-20 апр. — С. 4.
  11. Калашникова, Е. Теперь плохо пахнет не только мазутный терминал / Е. Калашникова // Наш Новороссийск. — 2016. — 27 окт.- 2 нояб. -С. 2.
  12. Кисель, О. Прогресс природе не помеха [Текст] : защита окружающей среды в ОАО «Новоросцемент» / О.Кисель // Цементник Новороссийска. — 2007. — 18 июня. -С.2.
  13. Краснокутская, М. Тут серный дух, тут серой пахнет… / М. Краснокутская // Вольная Кубань. — 2013. – 26 марта. -С. 5.
  14. Красный сигнал… над «Красным двигателем» Охрана природы [Текст] // Новороссийский рабочий. — 1989. — 6 июня.
  15. Крылова, М. Серая полоса : жители Новороссийска третий год задыхаются от серы / М. Крылова // Кубанские новости. — 2016. — 13 апр. -С. 7.
  16. Купрацевич, М. Игра в» испорченный телефон» : авария на нефтепроводе (АО «Черномортранснефть») / М. Купрацевич // Новороссийский рабочий. — 1997. — 10 июня.
  17. Купрацевич, М. Три года-полет нормальный : экология (Воздухоочистительные фильтры в АО «Новорос.судоремонт.з-д») / М. Купрацевич // Новороссийский рабочий. — 1997. — 16 апр.
  18. Лисичкина Ю. Ветер разносит серу и сдувает памятники : эти и другие проблемы сегодня волнуют общественников Восточного района / Ю. Лисичкина // Новороссийский рабочий. — 2016. — 12 апр. -С. 1,2
    Логинова, М. А вам не «серовато»? : перевалка серы / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2015. — 14 марта. -С. 1,4
  19. Логинова М. В осадок выпал глинозем? : порошковое вещество, которое в начале февраля покрыло белым покрывалом территорию Восточного района является глиноземом / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2016. — 18 февр. -С. 1,2
  20. Логинова, М. В «серной» войне наступил перелом? / М. Логинова // Новороссийский рабочий. – 2016. – 30 июня. -С. 1,2.
  21. Логинова, М. Горы серы разгребем сообща? : экологическая безопасность / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2016. — 25 февр. -С. 1,2.
  22. Логинова М. До развязки далеко? : в середине августа должны были завершиться работы по строительству транспортной развязки в Восточном районе / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2015. — 4 авг. -С. 2
  23. Логинова М. Зеленый ориентир : в Восточном районе вскоре появится современная зеленая зона — АО «Черномортранснефть» планирует провести реконструкцию парка Ленинского комсомола / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2015. — 22 янв. -С. 8
  24. Логинова, М. Куча не мала : сера / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2015. – 5 дек. -С. 1,2.
  25. Логинова М. Развязка уже не за горами? : на Сухумском шоссе в Восточном районе Новороссийска возобновилось строительство автомобильной развязки / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2016. — 30 июля. -С. 2
  26. Логинова, М. Развязка плохо пахнет : канализация / М. Логинова // Новороссийский рабочий. – 2017. – 14 янв. -С. 1,3.
  27. Логинова М. Раскрыта загадка белого порошка : белый порошок, который в начале февраля неожиданно покрыл землю, дороги и тротуары Восточного района, действительно оказался глиноземом / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2016. — 5 марта. -С. 1
  28. Логинова, М. Серные облака сгущаются : экология / М. Логинова, В. Степанова // Новороссийский рабочий. — 2015. — 9 июня. -С. 1,2
  29. Логинова, М. Соседство с серой рассмотрят в суде : новороссийцы продолжают выступать против хранения серы под открытым небом вблизи жилых домов / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2015. — 12 мая. -С. 3.
  30. Логинова М. Химический «снег» напугал горожан : белый порошок, неожиданно покрывший землю, дороги и тротуары, напугал многих жителей Восточного района на прошлой неделе / М. Логинова // Новороссийский рабочий. — 2016. — 9 февр. -С. 1,2
  31. Машкарова, О. Требования закона выполнить придется : перевалка серы / О. Машкарова // Новороссийский рабочий. — 2016. — 19 марта. -С. 1,2.
  32. Незлобин, В. На промплощадке – не жизнь: Об экологической ситуации в Восточном районе / В. Незлобин // Новороссийский рабочий. – 2012. — 7 июня. – С.5
  33. Никодимова М. Строителям было где развернуться, жителям будет где погулять : Новороссийск пополнился еще одним местом отдыха — в Восточном районе / М. Никодимова // Новороссийский рабочий. — 2015. — 20 авг. -С. 1,6
  34. Николаенко, В. Не пыли! : сера / В. Николаенко // Новороссийский рабочий. — 2014. – 28 окт. -С. 1,2.
  35. О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 11 сентября 2013 года № 6440 «О ограничении движения грузового транспорта в Восточном внутригородском районе города Новороссийска» : Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.12.2013 г. N 8736 // Официальный Новороссийск. — 2013. — 18 дек. -С. 05.
  36. Об ограничении движения грузового транспорта в восточном внутригородском районе города Новороссийска : Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 11.09.2013 г. N 6440 // Официальный Новороссийск. — 2013. — 18 сен. -С. 5.
  37. Писарева И. За автодромом все-таки прячется терминал : в Восточном районе начал действовать общественный комитет по защите прав населения на экологическую и техногенную безопасность / И.
  38. Писарева // Новороссийский рабочий. — 2012. — 11 авг. -С. 2
  39. Писарева, И. Правда нужна как воздух : проблемы плохих условий жизни новороссийцев, проживающих в промышленной зоне между цемзаводами и рядом других предприятий / И. Писарева // Новороссийский рабочий. — 2012. — 19 июня. -С. 2.
  40. Прожить жизнь на Сухумском шоссе [Текст] : открытое письмо министру промышленности строительных материалов СССР С.Ф. Военушкину. Программа «Три «В» // Новороссийский рабочий. — 1989. — 15 февр.
  41. Прокопенко, М. Дети фронтовиков обороняются от «серных королей» : жители улиц Гольмана и Партизанской требуют закрыть базу по перевалке серы, расположенную поблизости — на улице Трамвайной / М. Прокопенко // Наш Новороссийск. — 2014. — 11-17 сент. -С. 4.
  42. Рожанский, Е. А за серу ответят / Е. Рожанский // Новороссийский рабочий. — 2013. – 13 июня. -С. 1,2.
  43. Рожанский, Е. Да будет парк! : акционерное общество «Черномортранснефть» провело полномасштабную реконструкцию парка «Восточный» / Е. Рожанский // Вольная Кубань. — 2015. — 20 авг. -С. 5.
  44. Рожанский, Е. Сера в законе / Е. Рожанский // Новороссийский рабочий. — 2013. – 12 апр. -С. 2.
  45. Солонин, И. Экологическая : ОАО «Новоросцемент» награжден золотой медалью и дипломом лауреата конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент» / И. Солонин // Цементник Новороссийска. — 2007. — 30 марта
  46. Токарев, Н. П. Экологическая политика ОАО «АК «Транснефть» [Текст] / Н.П.Токарев // Новороссийский рабочий. — 2008. — 29 марта. -С.7
  47. Федотова, Н. Экономить на экологии сегодня невыгодно [Текст] : экология на ОАО «Новоросцемент» / Н. Федотова // Цементник Новороссийска. — 2008. — 30 июня. -С.3.
  48. Шалагина, Л. Река разнесла нефть / Л. Шалагина // Кубанские новости. — 2012. – 22 нояб. -С. 2.
  49. Чайка, В. Городу добавят серы : через Новороссийск планируется перевалка серы и других опасных грузов / В. Чайка // Новороссийский рабочий. — 2012. — 21 марта. -С. 1,2.
  50. Чайка, В. Городу пора на «больничный»? : экологическая ситуация в Новороссийске / В. Чайка //Новороссийский рабочий. — 2010. — 23 нояб. -C. 3.
  51. Чайка, В. Новороссийску требуется «Медосмотр» : экология города, исследования ученого Владимира Алексеенко / В. Чайка // Новоросийский рабочий. — 2010. — 5 июня. -С.