муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" г. Новороссийска

Иофан Борис Михайлович

Борис Михайлович Иофан – одна из наиболее ярких и значительных фигур в советской архитектуре 30- 40-х годов. Он прожил долгую творческую жизнь, реализовал большую часть своих проектов. Его творчество охватило несколько этапов развития советской архитектуры.
Несмотря на свой сравнительно молодой возраст, наш город трижды становился ареной  жесточайших сражений и трижды выходил из них победителем, возрождался из руин и пепла, становился всё более красивым и благоустроенным. В этом прежде всего заслуга наших инженеров, строителей и архитекторов  — Б. М.  Иофана и В.С. Данини.
Молодые годы Иофана прошли в Одессе и Петербурге. В 1903 году в 12 лет он поступает на живописное отделение художественного училища, а в 1911 году заканчивает его и получает диплом техника- архитектора.
В течении 2-х лет он проходил практическую школу строительного искусства в качестве помощника таких известных в столице архитекторов, как А.О. Тамаян, и И. И. Долгинов.
В 1914 году Б. М. Иофан уезжает в Париж, а затем в Италию. В Риме он поступает сразу на 3-й курс Высшего института изящных искусств. Успешно его закончив в 1916 году, он начинает работать самостоятельно. По возвращении в Россию Иофан становится одним из крупнейших зодчих страны, лауреатом государственной премии. К моменту его возвращения в Россию в 1924 году в советской архитектуре уже подводились некоторые итоги: вышла книга М. Гинзбурга «Стиль и эпоха», на страницах профессиональных периодических изданий шла острая полемика вокруг конструктивистов, перед архитекторами ставилась задача поиска «советского стиля». Профессиональное становление Иофана проходило вне событий советской архитектуры 20-х годов. Он вернулся опытным мастером, обладая прекрасной архитектурной и технической подготовкой и имея ряд реализованных проектов (дом в Нарни, дом в Колина Вольпи, школа в Калабрии, лицей в Аквиле, больница в Перудже и др.). И если первые работы Иофана как бы продолжают архитектурную тему 20-х годов (рабочий поселок Шерстроя, 1924; комплекс двухэтажных домов на Русаковской улице, 1925), то уже в период с 1927 по 1931 год он проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР), который стал важной вехой в творчестве архитектора не только потому, что здесь были использованы последние достижении техники и решались сложные композиционные задачи. Это явилось неким идеологическим жестом. С одной стороны, этот жилой комплекс с новейшим техническим оборудованием, с полным комплектом культурно-бытового обслуживания должен был продемонстрировать возможности социалистического строительства, возможности достижения заявленных целей. С другой стороны, «Дом на набережной» стал символом политической власти, ее почти мифического существа.
В послевоенные годы с именем Бориса Михайловича связано восстановление Волгограда и Новороссийска.
В 1945 году в наш город прибыла  специальная комиссия по восстановлению Новороссийска. Комиссию возглавил действительный член Академии архитектуры СССР Б. М. Иофан.
Проект города, определяющий будущие контуры  восстанавливаемого Новороссийска, был утверждён Советом Министров РСФСР и вынесен на общее обсуждение.  Особое внимание некоторых критиков привлек проект центра, ибо в проекте центра наиболее остро выражен образ будущего Новороссийска и его архитектуры. Иофан считал, что Новороссийску нужен парадный  и красивый центр. Проектируя центральную часть города, архитектор, в первую очередь, ориентировался на богатства пространственного построения композиции и используя замечательную природу Новороссийска — и море и рельеф.
В проекте Новороссийск был задуман как второй порт на Чёрном море, как крупнейший центр цементной промышленности СССР, как город, призванный дать представление приезжающему из других стран о Советском Союзе.
Особое внимание в проекте было уделено защите центра города от  норд – оста. Конечно архитектурными проектами можно только ослабить воздействие ветра, а не целиком их ликвидировать, тем более, что в своем проекте Иофан  оставил нетронутой сложившуюся сетку улиц. По проекту главная  площадь нашего города должна быть хорошо укрыта от норд- оста.
Многие архитекторы критически отнеслись к этому проекту и конечно же мечты не воплотились в реальность.
Но предложенные в генплане два принципиальных положения – развернуть Новороссийск лицом к морю и создать парковую магистраль и определили строительство Новороссийска на много лет вперед.
Сегодня наш горд стал во многом таким, как он задумывался тогда – обращенным лицом к морю, зеленым  и очень красивым.
Титулы Б. М. Иофана
Академик архитектуры СССР, почетный гражданин Нью – йорка, почетный член- корреспондент Королевского института британских архитекторов, дважды удостоен французского диплома «Гран- При».

Использованная литература

  1. Иофан, Б.М. О проекте реконструкции города: Письмо академика архитектуры Б.М. Иофана с фотографией / Б.М. Иофан // Новороссийский рабочий. — 1947. — 20 июля.
  2. Оноприенко, Л. Зодчий Борис Иофан в истории города: разработал генеральный план восстановления и развития города после войны/ Л. Оноприенко// Новороссийский рабочий. – 1988.-24 марта.